С целью обеспечения оказания услуги по замене речевого npoцессора системы кохлеарной имплантации, которая ранее не являлась медицинской услугой, Минздравом России разработаны, утверждены и зарегистрированы в Минюсте России следующие нормативные правовые акты:
- приказ Минздрава России oт 28 октября 2013 года No794н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской федерации от 27 декабря 2011 года No 1664н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг», предусматривающий медицинскую услугу «В05.057.008 Услуги по реабилитации пациента, перенесшего операцию кохлеарной имплантации, включая замену речевого процессора»;
- приказ Минздрава России oт 17 сентября 2014 гола No526н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при нейросенсорной потере слуха двусторонней после кохлеарной имплантации пациентам, нуждающимся в замене речевого процессора системы кохлеарной имплантации» (зарегистрирован в Минюсте России 16 октября 2014 гола, регистрационный No34353) в соответствии с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 22 декабря 2014 года No892н «О внесении изменения в стандарт специализированной медицинской помощи при нейросенсорной потере слуха двусторонней после кохлеарной имплантации пациентам, нуждающимся в замене речевого процессора системы кохлеарной имплантации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 сентября 2014 юла No 526н» (зарегистрирован в Минюсте России 21 октября 2014 года, регистрационный No 35609), предусматривающий замену речевого процессора и его настройку;
- приказ Минздрава России от 17 сентября 2014 года No 527н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при нейросенсорной потере слуха двусторонней после кохлеарной имплантации пациентам (за исключением замены речевого процессора системы кохлеарной имплантации)» (зарегистрирован в Минюсте России 10 ноября 2014 года, регистрационный No 34619), предусматривающий реабилитацию детей-инвалидов после кохлеарной имплантации;
- приказ Минздрава России oт 9 апреля 2015 года No 178н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «сурдология-оториноларингология» (зарегистрирован в Минюсте России 17 апреля 2015 гола, регистрационный No 36881) предусматривающий, в том числе порядок замены речевого процессора.
Направление пациентов в медицинские организации для замены речевого процессора системы кохлеарной имплантации осуществляется в соответствии с приказом Минздрава России от 2 декабря 2014 года No 79бн «Об утверждении положения об организации оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи».
Родителям детей с нарушением слуха мы предлагаем список учреждений, осуществляющих операцию по кохлеарной имплантации:
Медицинские учреждения, осуществляющие операцию по кохлеарной имплантации
- ФГАУ “Научный центр здоровья детей” Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д. 2, стр.1
- ФГБУ «Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи”, г.Санкт-Петербург 190013, г. Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9
- ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА», г. Москва 123182, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 30, корп. 2
- ФГБУН «Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования ФМБА», г. Москва, 117513, г. Москва, Ленинский проспект, д. 123
- ФГБУЗ «Клиническая больница No 122 имени Л.Г. Соколова ФМБА»,г. Санкт-Петербург, 199406 Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Наличная, д. 20, лит.В
- ФГБУ “Федеральный Сибирский научно-клинический центр ФМБА” 660037, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Коломенская, д. 26
- ФГБ ВОУ ВПО «Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова» Минобороны РФ, г. Санкт-Петербург, 194044, г. Санкт-Петербург, ул. Академика Лебедева, д. 6
- ГБУЗ «Самарская областная клиническая больница им. В.Д. Середавина»,г. Самара, 443095, г. Самара, ул. Ташкентская, д. 159
- Государственное медицинское лечебно-профилактическое учреждение здравоохранения «Челябинская областная клиническая больница», г. Челябинск 454076, Россия, г. Челябинск, ул. Воровского, д. 70
- ГБУЗ г. Москвы «Научно-исследовательский клинический институт оториноларингологии им. Л.И. Свержевского»Департамента здравоохранения города Москвы 117152, г. Москва, Загородное шоссе, дом 18А, строение 2
- ГБУЗ Свердловской области детская клиническая больница восстановительного лечения «Научно-практический центр “Бонум”,г. Екатеринбург 620149, г. Екатеринбург, ул. Акад. Бардина, д. 9А
- БУ Ханты-Мансийского автономного округа –Югры «Сургутская окружная клиническая больница», 628408 г. Сургут ул. Энергетиков, д. 14
- ГБУЗ «Детская краевая клиническая больница» Министерства здравоохранения Краснодарского края, 350007, г. Краснодар, Площадь Победы, д. 1
Медицинские учреждения, осуществляющие медицинскую реабилитацию после кохлеарной имплантации
- ФГАУ «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Москва, 119991, г. Москва, Ломоносовский проспект, д.2, стр.1
- ФГБУ Центр реабилитации (для детей с нарушением слуха) Минздрава России142190, г. Москва, г. Троицк, ул. Нагибина, д. 4, стр. 1
- ФГБУ «Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи», г. Санкт-Петербург 190013, г. Санкт-Петербург, ул. Бронницкая, д. 9
- ФГБУ «Научно-клинический центр оториноларингологии ФМБА», г. Москва 123182, г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 30, корп. 2ФГБУН «Российский научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования ФМБА», г. Москва, 117513, г. Москва, Ленинский проспект, д. 123
Проведенная кохлеарная имплантация не позволяет детям сразу слышать, различать звуковые сигналы и использовать речь. Перенесших операцию кохлеарной имплантации приходится длительное время обучать распознаванию новых звуковых сигналов. После проведения первой настройки аппарата дети нуждаются в помощи по развитию слухового восприятия и речи.
Реабилитация детей после кохлеарной имплантации – длительный и сложный процесс. Основной задачей такого типа работы является развитие восприятия слуховых сигналов с помощью импланта. Само устройство помогает ребенку возможность слышать, но понимание речи и восприятие окружающих звуков – более сложные процессы. Родители вынуждены всегда сопровождать ребенка, чтобы учить выделять в слышимых звуках важные признаки, узнавать изолированные слова.
Основную роль в адаптации ребенка после кохлеарной имплантации к жизни в коллективе слышащих детей играют учитель класса. Педагогу важно знать особенности такого ребенка и владеть некоторыми специальными приемами, облегчающими для неслышащего ребенка устное общение и процесс обучения.